6. Сигналы светофора и регулировщика
6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого,
желтого, красного и белолунного цвета.
В
зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок),
силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.
Светофоры с
круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в
виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого
сигнала.
6.2.
Круглые сигналы светофора имеют
следующие значения:
• ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
• ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре
будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о
времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого
сигнала, могут применяться цифровые табло);
• ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных
пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
• ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует
о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает
об опасности;
• КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает
движение.
Сочетание
красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем
включении зеленого сигнала.
6.3.
Сигналы светофора, выполненные в виде
стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и
круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только
на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка,
разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим
дорожным знаком.
Примечание.
Вместо красных и желтых стрелок в том
же значении могут использоваться круглые красные и желтые сигналы с нанесенными
на них черными контурными стрелками.
Такое же
значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения
в направлении, регулируемом этой секцией.
6.4.
Если на основной зеленый сигнал
светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует
водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные
разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
6.5.
Если сигнал светофора выполнен в виде
силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на
пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный
запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для
регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с
круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого
цвета размером 200 ×
6.6.
Для информирования слепых пешеходов о
возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть
дополнены звуковым сигналом.
6.7.
Для регулирования движения
транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление
движения по которым может изменяться на противоположное, применяются
реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде
стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают
движение по полосе, над которой они расположены.
Основные
сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде
стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует
о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую
указывает стрела.
При
выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой,
обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.
6.8.
Для регулирования движения трамваев,
а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для
них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя
круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т».
Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного
или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний –
прямо, правый – направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
6.9.
Круглый бело-лунный мигающий сигнал,
расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных
средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах
движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к
переезду поезда (локомотива, дрезины).
6.10.
Сигналы регулировщика имеют следующие
значения:
РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:
• со стороны левого и правого бока разрешено движение
трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам – прямо и
направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
• со стороны груди и спины движение всех транспортных
средств и пешеходов запрещено.
ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:
• со стороны левого бока разрешено движение трамваю
налево, безрельсовым транспортным средствам – во всех
направлениях;
• со стороны груди всем транспортным средствам
разрешено движение только направо;
• со стороны правого бока и спины движение всех
транспортных средств запрещено;
• пешеходам разрешено переходить проезжую часть за
спиной регулировщика.
РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:
• движение всех транспортных средств и пешеходов
запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом
6.14 Правил.
Регулировщик
может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Для лучшей
видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным
сигналом (световозвращателем).
6.11.
Требование об остановке транспортного
средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки,
направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном
ему месте.
6.12.
Дополнительный сигнал свистком
подается для привлечения внимания участников движения.
6.13.
При запрещающем сигнале светофора
(кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед
стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:
• на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью
(с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
• перед железнодорожным переездом – в соответствии с
пунктом 15.4 Правил;
• в других местах – перед светофором или
регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение
которых разрешено.
6.14.
Водителям, которые при включении
желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться,
не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13
Правил, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы,
которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее,
а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки
противоположных направлений.
6.15.
Водители и пешеходы должны выполнять
требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат
сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
В случае
если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков
приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд.